Программа адаптации первокурсников

в Филиале «Новокуйбышевский медицинский колледж»       

ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»

          Ежегодно Филиал «НМК» открывает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ областей России, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями.
                                                                      

          Цель программы адаптации студентов:

          – формирование физически и духовно развитых, адаптированных к современным условиям жизни, конкурентоспособных на рынке труда; ответственных за свою профессиональную подготовку к работе в системе здравоохранения, обладающих общими и профессиональными компетенциями, трудолюбивых, уважающих права   медицинского работника и пациента, ценящих семью и ее идеалы.

          Задачи программы:

          – формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных и общих компетенциях;

          -развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

          -развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;

          -формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию;

          -развитие позитивной самооценки, творческих способностей студентов, способности к рефлексии;

           -развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности;

          -предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

          Направления программы:

          1. Просветительское направление:

-организационные мероприятия для кл.руководителей групп и преподавателей, по воспитательной работе со студентами первого  и второго курсов;

-информирование преподавателей, кл.руководителей групп о психологических особенностях первокурсников.
          2. Диагностическое направление:

          -изучение индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии и специальности;

          -мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации;

          -определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей.

          3. Профилактическое направление:

          -мероприятия в форме классных часов, психологических игр, тренингов общения, направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации, особенно, первокурсников;

          -организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии и специальности;

          -мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников.

          4. Коррекционно – развивающее направление:

          -организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса.

          Ожидаемые результаты:

          1. Создание единой адаптационной среды.

          2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

          3. Осознание первокурсниками трудностей, связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

          4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.

          5.  Сохранность контингента.

          Исполнители программы:

  • Заведующая отделом по учебной работе Филиала «Новокуйбышевский медицинский колледж» И.П.Резаева
  •  Педагог- психолог С.В.Шиловская
  • Педагог- организатор А.В.Лукьяненко
  • Методист Н.А.Петрова
  • Кл. руководители групп
  • Преподаватели
  • Руководители кружков колледжа
  • Комендант студенческого общежития
  • Воспитатели общежития

          Сроки реализации

          I этап – сентябрь – октябрь

          1.Оценить соматический, психологический и социальный статус обучающихся и студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже.

          2.Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

          3.составить индивидуальные планы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

          II этап – ноябрь – декабрь

          1.Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения.

          2.Определить способы устранения имеющихся противоречий.

          3.Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

          III этап – январь-июнь

          1.Использовать полученную информацию для проведения заседаний Психолого-педагогического семинара для классных руководителей групп и преподавателей колледжа, для индивидуальных и групповых консультаций педагогов, родителей студентов и их законных представителей с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.

          2.Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и оказания помощи дезадаптированным студентам.

          3.Проводить консультации и просвещение родителей студентов и их законных представителе, не адаптировавшихся к учебе в новой среде.

          4.Подведение итогов работы по Программе.

Составитель-Педагог-психолог

Шиловская С.В.