Программа адаптации первокурсников
в Филиале «Новокуйбышевский медицинский колледж»
ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»
Ежегодно
Филиал «НМК» открывает двери для пополнения большого и
дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ областей
России, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из
школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому
что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых
может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно
их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении
— самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и,
желательно, с положительным исходом. Первокурсники в своей жизни приобретают
новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать
ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со
сверстниками, преподавателями.
Цель программы адаптации студентов:
— формирование физически и духовно развитых, адаптированных к современным условиям жизни, конкурентоспособных на рынке труда; ответственных за свою профессиональную подготовку к работе в системе здравоохранения, обладающих общими и профессиональными компетенциями, трудолюбивых, уважающих права медицинского работника и пациента, ценящих семью и ее идеалы.
Задачи программы:
— формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных и общих компетенциях;
-развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
-развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;
-формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию;
-развитие позитивной самооценки, творческих способностей студентов, способности к рефлексии;
-развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности;
-предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Направления программы:
1. Просветительское направление:
-организационные мероприятия для кл.руководителей групп и преподавателей, по воспитательной работе со студентами первого и второго курсов;
-информирование преподавателей,
кл.руководителей групп о психологических особенностях первокурсников.
2. Диагностическое направление:
-изучение индивидуально – психологических особенностей студентов, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии и специальности;
-мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации;
-определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей.
3. Профилактическое направление:
-мероприятия в форме классных часов, психологических игр, тренингов общения, направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации, особенно, первокурсников;
-организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии и специальности;
-мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников.
4. Коррекционно – развивающее направление:
-организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса.
Ожидаемые результаты:
1. Создание единой адаптационной среды.
2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.
3. Осознание первокурсниками трудностей, связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.
4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.
5. Сохранность контингента.
Исполнители программы:
- Заведующая отделом по учебной работе Филиала «Новокуйбышевский медицинский колледж» И.П.Резаева
- Педагог- психолог С.В.Шиловская
- Педагог- организатор А.В.Лукьяненко
- Методист Н.А.Петрова
- Кл. руководители групп
- Преподаватели
- Руководители кружков колледжа
- Комендант студенческого общежития
- Воспитатели общежития
Сроки реализации
I этап — сентябрь — октябрь
1.Оценить соматический, психологический и социальный статус обучающихся и студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже.
2.Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.
3.составить индивидуальные планы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
II этап — ноябрь — декабрь
1.Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения.
2.Определить способы устранения имеющихся противоречий.
3.Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
III этап — январь-июнь
1.Использовать полученную информацию для проведения заседаний Психолого-педагогического семинара для классных руководителей групп и преподавателей колледжа, для индивидуальных и групповых консультаций педагогов, родителей студентов и их законных представителей с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
2.Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и оказания помощи дезадаптированным студентам.
3.Проводить консультации и просвещение родителей студентов и их законных представителе, не адаптировавшихся к учебе в новой среде.
4.Подведение итогов работы по Программе.
Составитель-Педагог-психолог
Шиловская С.В.